|
Приложение 2 к РП средняя группа (пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика) декабрь-январь
Декабрь (1-2 недели)
Комплекс № 7 |
Пальчиковая гимнастика:
«Мебель»
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)
Много мебели назвал -
Десять пальчиков зажал!
(Поднимают зажатые кулачки вверх.)
|
Артикуляционная гимнастика:
«Вкусное варенье»
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
«Шарик»
надуть щеки
сдуть щеки
«Гармошка»
улыбнуться
сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
|
Дыхательная гимнастика:
«Дыхание»
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
И.п. – о.с.
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
«Добро делать для людей»
И.п. – о.с.
1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);
2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох).
Произносить звук «у-х-х».
|
Декабрь (3-4 недели)
Комплекс № 8 |
Пальчиковая гимнастика:
«Зимние забавы»
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли.
(Загибают пальчики, начиная с большого. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками. «Лепят» комочек двумя ладонями. «Крошат хлебушек» Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной. Движения воображаемой ложкой. Руки под щеку)
|
Артикуляционная гимнастика:
«Барабанщик»
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."
«Парашютик»
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
«Загнать мяч в ворота»
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
|
Дыхательная гимнастика:
«РЕГУЛИРОВЩИК»
Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
И.п. – ноги на ширине плеч.
1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);
2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р»
|
Январь (2 неделя)
Комплекс № 9 |
Пальчиковая гимнастика:
« Наряжаем елку»
Раз, два, три, четыре, пять ( Поочередно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого)
Будем елку наряжать.( Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны)
Мы повесим шарики, яркие фонарики, (Соединяют подушечки пальцев обе-
их рук, образуя шарик выполняют вращательные движения ладонями вперед-назад )
Веселого Петрушку и разные игрушки: ( Показывают длинный нос )
И мишку-шалунишку, ( Показывают «Мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону)
И заиньку-трусишку. (Прикладывают раскрытые ладони к голове)
|
Артикуляционная гимнастика:
«Дед и баба»
ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА,
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки). |
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние
и нижние зубы), |
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка). |
|
Дыхательная гимнастика:
«ВЕТЕР»
Сильный ветер вдруг подул,
Слезки с ваших щек сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
«Добро делать для людей»
И.п. – о.с.
1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);
2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох).
Произносить звук «у-х-х».
|
Январь (3-4 недели)
Комплекс №10 |
Пальчиковая гимнастика:
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.) (Грозят пальчиком) (Медленно сближают ладони.)
(Снова изображают, как плывет рыбка.) (Делают хватательное движение обеими руками.) (Снова «плывут».)
|
Артикуляционная гимнастика:
«Зубки»
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответству
щие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами). |
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ
одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы). |
|
Дыхательная гимнастика:
«Дом маленький, дом большой»
Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».
Повторить 4-6 раз:
У медведя дом большой,
А у зайки – маленький.
Мишка наш пошёл домой
Да и крошка заинька ( Е Антоновой-Чалой ).
|
Февраль (1-2 недели)
Комплекс № 11 |
Пальчиковая гимнастика:
«Зимующие птицы»
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке. (4раза-«режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки ( пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.( тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям,( вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям.( то же – левой рукой)
Галки да вороны,
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)
|
Артикуляционная гимнастика:
«Блинчики»
УТРОМ МЫ ВСТАЛИ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
|
Дыхательная гимнастика:
«ВОЗДУШНЫЙ ШАР ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ»
Ты, как шарик, полети,
Сверху землю огляди.
И.п. – о.с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах.
1 – поднять плечи и ключицы (вдох);
2 – опустить плечи и ключицы (выдох).
|
Февраль (3-4 недели)
Комплекс №12 |
Пальчиковая гимнастика:
«Защитники отечества»
Пальцы эти – все бойцы. Удалые молодцы.
( Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак)
Два больших и крепких малых и солдат в боях бывалых.
(Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу)
Два гвардейца – храбреца! ( Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу)
Два сметливых молодца! ( Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.)
Два героя безымянных,но в работе очень рьяных! (Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.)
Два мизинца , коротышки – очень славные мальчишки! ( Приподнять мизинцы. Хлопнуть)
|
Артикуляционная гимнастика:
«Барсик»
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд). |
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА
узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот). |
|
Дыхательная гимнастика:
«ВЕТЕР»
Сильный ветер вдруг подул,
Слезки с ваших щек сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
|
13 января 2022 в 16:00
|