Чухарева Ирина Михайловна, воспитатель МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка - филиал «Уфимский детский сад «Малышок»
Опыт работы с детьми, имеющими ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. (Из опыта работы Чухаревой И.М., воспитателя)
« У каждого из нас есть то, Что мы можем дать другим; Каждый из нас может изменить мир. ( Цитата из книги «Первые шаги к инклюзии») Одна из задач в ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого ребенка, и, следовательно обучение должно быть организованно таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого из них. Вся моя работа с детьми ОВЗ построена на системном подходе к ребенку в соответствии с его физическими и психическими возможностями. Цель работы с детьми ОВЗ – использование методов и форм организации образовательной деятельности, которые соответствуют уровню развития и индивидуальной коррекции воспитанника с ОВЗ. Задачи: Обеспечить равное отношение ко всем детям. Воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям ОВЗ. Обеспечить полноценное качественное образование. Обеспечить социализацию детей. В соответствии с поставленным диагнозом и рекомендациями ПМПК , учетом психофизических особенностей ребенка, в соответствии образовательной программы ДОУ, с учетом инновационной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий в образовательном процессе использовала следующие формы работы: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика (в течение дня) Гимнастика с включением упражнений для профилактики осанки и плоскостопия (после дневного сна «Гимнастика пробуждения» Упражнения на развития внимания, мышления, упражнения на закрепление звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико- грамматически дидактические игры и упражнения 2 половина дня. Организованная образовательная деятельность (в соответствии с планированием). Включение коррекционных задач во время проведения ООД по продуктивной и конструктивной деятельности (по расписанию ООД) Коррекционная работа воспитателя в совместной деятельности с ребенком в режимных моментах, по организации трудовой, игровой, познавательно – исследовательской (в течение дня по плану образовательной работы деятельности, продуктивной, чтение художественной литературы). Контроль свободного общения с ребенком, закрепление речевых и коммуникативных навыков свободной деятельности ребенка в повседневной жизни (в течение дня с учетом требований ФГОС ДО при оценке динамики продвижения ребенка, не сравниваю его ресурс с достижениями других детей, а с его собственными достижениями на предыдущем этапе развития).
Индивидуальную работу я провожу с детьми во второй половине дня. Содержание работы строится по всем пяти образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и социально-коммуникативное развитие. Работа выстраивается при тесном сотрудничестве со всеми специалистами: педагогом-психологом, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. Выделила следующие направления работы с детьми с ОВЗ: · Социализация в ДОУ · Сенсорное развитие. · Моторное развитие. · Развитие речи и коммуникации. · Развитие познавательной деятельности. · Развитие игровой деятельности. · Формирование бытовых навыков. · Взаимодействие с родителями. Рассмотрим некоторые элементы этой деятельности:
Социализация в ДОУ Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, на уровне ДОУ, считаю вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка. Этапы социализации: - Адаптация ребёнка в ДОУ. Основная задача этого этапа - создание у ребенка положительной установки на посещение детского сада и активное включение его в коррекционно- развивающий процесс. - Взаимодействие детей в рамках группы. На этом этапе ребёнок овладевает первоначальными навыками общения, игры. В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую я, как воспитатель ставлю перед собой, это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Эта же задача решается мною и в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения. По моим наблюдениям, дети с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Поэтому, нам воспитателям, необходимо предусмотреть увеличение времени, отводимого на режимные моменты, прием пищи, различные упражнения на релаксацию (дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, логоритмические упражнения, игры с водой и песком, самомассаж, сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики, звуковые эффекты и музыка). Сенсорное развитие Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. и напрямую связано с развитием органов чувств и их взаимодействием. Дефицит сенсорного развития часто связан с недостаточным количеством стимулов, нарушением восприятия и оценки этих стимулов. Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для приема и переработки сенсорной информации и, фиксации на сенсорных стимулах в ущерб другим видам деятельности, наличии трудностей в обобщении, хранении и отображении сенсорного опыта в речи. Для устранения дефицита сенсорного развития, предлагаю использовать больше сенсорного материала, сенсорных игр(«Собери пирамидку», «Оденем куклу», «Чудестный мешочек» и др.), расширять практическую деятельность. Моторное развитие Моторика - это двигательные функции всего организма. Под моторикой понимают движения, которые выполняют определенные задачи и сопровождаются последовательностью действий. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Крупная моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества. Развитие крупной моторики проходит по общему шаблону в определённом порядке у всех людей, являясь основой в деятельности ребенка, на которую накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. По моим наблюдениям, у детей с ОВЗ часто возникают трудности с арсеналом (запасом) двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями, а также качеством движений. Мы можем наблюдать нарушение развитие крупной моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы, встречается двуручная деятельность. Нарушение мелкой моторики отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и др. Соответственно при планировании работы с детьми с ОВЗ уделяю внимание моторному развитию. Считаю, что полезными будут различные упражнения, игры на развитие способности чувствовать положение тела. Например , игры – подражания, имитации (имитационные упражнения «Бабочка летает», «Рыбка плавает», «Мячик подпрыгивает» и др.) Развитие познавательной деятельности Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. У детей с ОВЗ мы часто наблюдаем недоразвитие способности к восприятию и переработке информации. Это проявляется в необходимости более длительного времени для этих процессов. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности; память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.; мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Часто встречаются недостаточность знаний об окружающем мире, недостаточно сформированы пространственные представления. Дети часто не могут установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое, .. В связи с выше сказанным, предлагаю опираться в своей работе по развитию познавательной сферы на двигательные методы. Закрепление телесных навыков, так называемых паттернов, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь. В планировании работы включаются игры и задания на формирование непроизвольного внимания с помощью наглядных средств обучения («Найди отличия», «Найди два одинаковых» и др.), произвольного внимания и памяти («Летает - не летает, «Съедобное – не съедобное») способности распределять и переключать внимание «Запоминай порядок» «Запрещенные движения» и др.), ориентироваться в пространстве («Вверху –внизу», «Где игрушка?» и др.). В качестве игрового материала могут использоваться: пословицы, поговорки, скороговорки; задачи – шутки; загадки, ребусы; нахождение сходств и отличий между несколькими предметами; игры «Рассыпанные буквы и слоги». Развитие коммуникации и речи При работе с детьми с ОВЗ следует учитывать, что часто встречаются: ограниченное понимание обращенной речи, речь привязана к ситуации, с одной стороны, и оторвана от деятельности – с другой стороны, наблюдаются аморфные (неясные, не понятные) слова и жесты, односложные ответы «да», «нет», словарный запас беден, поскольку основывается на предметной деятельности, присутствуют в основном существительные и глаголы, встречаются нарушения грамматического строя речи, звукопроизношения и многое другое. Работу по речевому развитию легче осуществлять в совместной деятельности, используя жесты и мимику, экспрессивную речь, привлекая и контролируя внимание ребенка. Игровая деятельность Игра для ребенка – это способ познания мира. В игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление. Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами. Игровые действия развиваются в два этапа: ознакомительный и отобразительный. Также, я знакомлю детей с функцией замещения игрушки предметом. Перед педагогом стоит сложная задача вовлечь такого ребенка в сюжетно-ролевые игры с другими детьми и общеколлективные игры. Вся работа по развитию индивидуальных способностей ведется постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в коллективные игры Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками Нарушения двигательного, эмоционального, познавательного развития часто приводят у детей с ОВЗ к возникновению трудностей в овладении навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков. Часто неразвиты навыки самостоятельно есть, одевания, общегигиеническими навыками, культуры поведения. В процессе овладения этих навыков важно тренировать их как в повседневной жизни, так и играх и упражнениях. Постепенно помощь воспитателя, или родителя уменьшается, и ребенок овладевает самостоятельным выполнением различных действий. Необходимо стремится к осознанности детьми выполняемых действий, а также обратить внимание на формирование мотивации к овладению навыков. Социальное развитие детей затруднено. Они часто слабо владеют нравственно-этическими нормами поведения, держат дистанцию в общении со сверстниками. Воспитателю необходимо пробудить интерес в таких детях к окружающим людям, развивать их коммуникативные навыки, пробуждать в них чувство сопереживания к другим людям, развивать самоконтроль в проявлении их эмоций. Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе социализации такого ребенка. Родители могут помочь ребенку с ОВЗ включиться в жизнь. При работе с семьей необходимо формировать положительную мотивацию к сотрудничеству с педагогами, поскольку не всегда родитель адекватно оценивает состояние своего малыша, либо стиль воспитания и взаимодействия с обществом в силу сложившихся в семье традиций отвергает необходимость прислушиваться к мнению педагогов. Формы работы с родителями могут быть самыми разными: это беседы, консультации, обучение родителей совместным с детьми играм и упражнениям, участие в досуговых мероприятиях и групповых праздниках. Подобные формы работы позволяют привлечь особенно плохо мотивированных к сотрудничеству, или пассивных родителей к более близкому знакомству с педагогическим процессом в ДОУ, а также обратить внимание на успехи в социализации их «особого» ребенка в детском коллективе. ВЫВОД. Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать свое право на образование и быть включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, простыми словами - обрести право на обычное детство. И поэтому, своевременная, квалифицированная помощь детям с ограниченными возможностями на уровне ДОУ является важным неотъемлемым звеном в системе интеграции в социум, важным фактором в их развитии. Инклюзивное образование – « включение в себя» Это совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленная на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития.
13 января 2022 в 15:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.