Чухарева Ирина Михайловна, воспитатель МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка - филиал «Уфимский детский сад «Малышок»

Тезисы «Из опыта работы с детьми с ОВЗ»


 Из опыта работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Подготовила: Чухарева Ирина Михайловна, воспитатель, филиал «Уфимский детский сад «Малышок».

Цель работы воспитателя с детьми с ОВЗ – использование методов и форм организации образовательной деятельности, которые соответствуют уровню развития и коррекции личности воспитанника с ОВЗ.

Задачи: - обеспечить равное отношение ко всем детям;

- воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям ОВЗ;

- дать полноценное качественное образование;

- обеспечить социализацию детей.

Направления работы с детьми с ОВЗ:

· Социализация в ДОУ

· Сенсорное развитие.

· Моторное развитие.

· Развитие речи и коммуникации.

· Развитие познавательной деятельности.

· Развитие игровой деятельности.

· Формирование бытовых навыков.

· Взаимодействие с родителями.

Рассмотрим элементы этой деятельности:

Социализация в ДОУ

Социализация детей с ОВЗ заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Поэтому, считаю, главной задачей социализации детей с ОВЗ является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Зачастую, для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.

Этапы социализации:

- Адаптация ребёнка в ДОУ

- Взаимодействие детей в рамках группы. 

 В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую воспитателю необходимо ставить перед собой, - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности.

Сенсорное развитие

Дефицит сенсорного развития зачастую связан с недостаточным количеством стимулов, нарушением восприятия и оценки этих стимулов. Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для приема и переработки сенсорной информации. Преодолевается сенсорный дефицит использованием сенсорного материала, сенсорных игр.

Моторное развитие

В процессе работы с детьми с ОВЗ, было отмечено, что у детей  часто возникают трудности с арсеналом двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями, а также качеством движений.

Поэтому, при планировании работы с детьми с ОВЗ необходимо уделить внимание моторному развитию. Полезными будут различные упражнения, игры на способность чувствовать положение тела, положение мышц и т.д.

Развитие познавательной деятельности

У детей с ОВЗ часто встречаются недоразвитие способности к восприятию и переработке информации. Это проявляется в необходимости более длительного времени для этих процессов. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. В планировании работы включаю игры и задания на формирование непроизвольного внимания с помощью наглядных средств обучения, произвольного внимания и памяти, способности распределять и переключать внимание, ориентироваться в пространстве.

Развитие коммуникации и речи

При работе с детьми с ОВЗ следует учитывать, что часто встречаются: ограниченное понимание обращенной речи, речь привязана к ситуации. Работу по речевому развитию, стараюсь осуществлять в совместной деятельности, используя жесты и мимику, экспрессивную речь, привлекая и контролируя внимание ребенка.

Игровая деятельность

Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами.

Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками

Социальное развитие детей затруднено. Они часто слабо владеют нравственно-этическими нормами поведения, держат дистанцию в общении со сверстниками. Поэтому нам воспитателям, необходимо пробудить интерес в таких детях к окружающим людям, развивать их коммуникативные навыки, пробуждать в них чувство сопереживания к другим людям, развивать самоконтроль в проявлении их эмоций.

Взаимодействие с родителями

Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе социализации такого ребенка. Родители могут помочь ребенку с ОВЗ включиться в жизнь.

При работе с семьей необходимо формировать положительную мотивацию к сотрудничеству с педагогами, поскольку не всегда родитель адекватно оценивает состояние своего малыша, либо стиль воспитания и взаимодействия с обществом в силу сложившихся в семье традиций отвергает необходимость прислушиваться к мнению педагогов.

Технологии используемые в работе с детьми с ОВЗ (элементы игровой терапии, элементы сказкотерапии, элементы песочной терапии, элементы цветотерапии).

Вывод.  Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть  системной и, в итоге, принесет свои плоды. Своевременная, квалифицированная помощь детям с ОВЗ на уровне ДОУ, является важным неотъемлемым звеном в системе интеграции в социум, важным фактором в их развитии.

13 января 2022 в 15:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.