Чухарева Ирина Михайловна, воспитатель МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка - филиал «Уфимский детский сад «Малышок»
Тезисы «Из опыта работы с детьми с ОВЗ»
Из опыта работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ Подготовила: Чухарева Ирина Михайловна, воспитатель, филиал «Уфимский детский сад «Малышок». Цель работы воспитателя с детьми с ОВЗ – использование методов и форм организации образовательной деятельности, которые соответствуют уровню развития и коррекции личности воспитанника с ОВЗ. Задачи: - обеспечить равное отношение ко всем детям; - воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям ОВЗ; - дать полноценное качественное образование; - обеспечить социализацию детей. Направления работы с детьми с ОВЗ: · Социализация в ДОУ · Сенсорное развитие. · Моторное развитие. · Развитие речи и коммуникации. · Развитие познавательной деятельности. · Развитие игровой деятельности. · Формирование бытовых навыков. · Взаимодействие с родителями. Рассмотрим элементы этой деятельности: Социализация в ДОУ Социализация детей с ОВЗ заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Поэтому, считаю, главной задачей социализации детей с ОВЗ является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Зачастую, для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка. Этапы социализации: - Адаптация ребёнка в ДОУ - Взаимодействие детей в рамках группы. В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую воспитателю необходимо ставить перед собой, - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности. Сенсорное развитие Дефицит сенсорного развития зачастую связан с недостаточным количеством стимулов, нарушением восприятия и оценки этих стимулов. Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для приема и переработки сенсорной информации. Преодолевается сенсорный дефицит использованием сенсорного материала, сенсорных игр. Моторное развитие В процессе работы с детьми с ОВЗ, было отмечено, что у детей часто возникают трудности с арсеналом двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями, а также качеством движений. Поэтому, при планировании работы с детьми с ОВЗ необходимо уделить внимание моторному развитию. Полезными будут различные упражнения, игры на способность чувствовать положение тела, положение мышц и т.д. Развитие познавательной деятельности У детей с ОВЗ часто встречаются недоразвитие способности к восприятию и переработке информации. Это проявляется в необходимости более длительного времени для этих процессов. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. В планировании работы включаю игры и задания на формирование непроизвольного внимания с помощью наглядных средств обучения, произвольного внимания и памяти, способности распределять и переключать внимание, ориентироваться в пространстве. Развитие коммуникации и речи При работе с детьми с ОВЗ следует учитывать, что часто встречаются: ограниченное понимание обращенной речи, речь привязана к ситуации. Работу по речевому развитию, стараюсь осуществлять в совместной деятельности, используя жесты и мимику, экспрессивную речь, привлекая и контролируя внимание ребенка. Игровая деятельность Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами. Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками Социальное развитие детей затруднено. Они часто слабо владеют нравственно-этическими нормами поведения, держат дистанцию в общении со сверстниками. Поэтому нам воспитателям, необходимо пробудить интерес в таких детях к окружающим людям, развивать их коммуникативные навыки, пробуждать в них чувство сопереживания к другим людям, развивать самоконтроль в проявлении их эмоций. Взаимодействие с родителями Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе социализации такого ребенка. Родители могут помочь ребенку с ОВЗ включиться в жизнь. При работе с семьей необходимо формировать положительную мотивацию к сотрудничеству с педагогами, поскольку не всегда родитель адекватно оценивает состояние своего малыша, либо стиль воспитания и взаимодействия с обществом в силу сложившихся в семье традиций отвергает необходимость прислушиваться к мнению педагогов. Технологии используемые в работе с детьми с ОВЗ (элементы игровой терапии, элементы сказкотерапии, элементы песочной терапии, элементы цветотерапии). Вывод. Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть системной и, в итоге, принесет свои плоды. Своевременная, квалифицированная помощь детям с ОВЗ на уровне ДОУ, является важным неотъемлемым звеном в системе интеграции в социум, важным фактором в их развитии. 13 января 2022 в 15:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.